Воспитательная работа в ОГБПОУ «Ивановский колледж легкой промышленности»
Система воспитательной работы ОГБПОУ «Ивановский колледж легкой промышленности» – это развивающийся во времени и пространстве самоорганизующийся комплекс взаимосвязанных компонентов, направленный на создание условий для самореализации, самосовершенствование и самоактуализацию личности будущего специалиста.
Программа развития воспитательной работы ОГБОУ СПО «Ивановский колледж легкой промышленности» призвана:
- реализовать программы адаптации студентов первого года обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания,
- создать с целью оказания комплексной социально-психологической поддержки и социальной защиты студентов социально-психологическую службу колледжа,
- совершенствовать систему студенческого самоуправления,
- увеличить число творческих объединений, клубов, кружков по интересам и спортивных секций,
- активизировать работу по организации и проведению вечеров отдыха, выставок, концертов, спортивных праздников, тематических встреч,
- мотивировать студентов и обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных акциях,
- оптимизировать систему поощрения студентов и обучающихся за достижения в учебе и внеучебной деятельности,
- увеличить число преподавателей, обучающихся и студентов и их родителей, удовлетворенных воспитательной работой в колледже.
Приоритетами воспитательной работы являются: формирование общей культуры личности обучающихся и студентов, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Цель программы: Создание воспитательного пространства колледжа, обеспечивающего развитие обучающегося как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Задачи:
- Сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;
- Воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;
- Разностороннее развитие подростков;
- Формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности;
- Воспитание у подростков целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;
- Формирование основ культуры здоровья;
- Формирование сознательного отношения к семейной жизни;
- Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
Принципы реализации программы воспитания:
- Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
- Взаимодействие трех факторов: семьи (ее замещающей), колледжа, общества.
- Творческое начало воспитания.
- Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.
- Сотворчество – совместный поиск истины.
- Перспективность – направленность на решение актуальных и долгосрочных задач развития воспитательной работы в районе.
- · Рефлексия – самооценка, самоанализ деятельности, позволяющая отслеживать качество повышения воспитательной работы.
Концептуальные подходы к построению модели системы воспитательной работы в ОГБОУ СПО «Ивановский колледж легкой промышленности»:
- ориентация на становление и развитие ключевых и профессионально–личностных компетентностей студентов;
- понимание сущности воспитания как создания условий для развития и саморазвития личности студента, т.е. конструирование соответствующей среды, воспитательного пространства;
- плюрализм и вариативность воспитательных технологий, увеличение степени свободы, личностно–деятельностная и социокультурная направленность воспитания.
Методологическую основу проектирования воспитательной деятельности составляет концепция «Системное построение системы воспитания» (авторы: Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.).
В своем выборе мы руководствовались тем фактом, что многие обучающиеся в колледже происходят из социально–незащищенных слоев населения, имеют проблемы в социализации и адаптации в обществе. Предлагаемые в рамках реализации программы воспитательной работы мероприятия являются частью процесса социализации обучающихся, помогая им адаптироваться в образовательно–профессиональной среде, формируя у них культуру самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Содержание и основные направления воспитательной деятельности
- Духовно-нравственное воспитание – создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни.
- Гражданское, патриотическое и правовое воспитание – меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, учебного заведения; усвоению норм права и модели правомерного поведения.
- Профессионально-трудовое воспитание – формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики.
- Эстетическое воспитание – содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства.
- Здоровый стиль жизни и физическое воспитание – совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов,
В целях реализации концепции воспитания в колледже создана структура управления воспитательной работой, особенностью которой является то, что обучающийся и студент являются объектом воздействия со стороны специалистов – непосредственных участников образовательного процесса, в котором основная роль принадлежит мастеру п/о, классному руководителю.
Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого обучающегося и студента. Воспитательная система динамична и подвижна, сочетает в себе традиции и инновации.
Социальные партнеры воспитательной деятельности:
Воспитательная деятельность колледжа строится также на сотрудничестве с социальными партнерами:
– ОГБОУ СПО «Ивановский колледж культуры»
– Областное государственное учреждение социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»
– ОГУ «Ивановский дом национальностей»
– Центр занятости населения города Иваново
– Совет ветеранов «Меланжист»
– КДН и ЗП при Администрации г. Иваново
– Подростковый наркологический диспансер
– Центр планирования семьи
– ПДН ОП № 3, № 4, № 1 УМВД по г. Иваново
– Центр «СПИД»
– ФСО «Юность России»
Направления и механизм реализации программы
- 1. Создание условий для развития воспитательной работы – создание нормативно – правовой базы, заседание творческой лаборатории по проблеме гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания, мониторинг на выявление уровня воспитанности, реализация программы адаптации студентов первого года обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, организация и проведение экскурсий по памятным местам, проведение тематических линеек, направленных на формирование культурных норм поведения, посещение концертных программ, участие в областных фестивалях и конкурсах, организация и проведение тематических классных часов, «Часы общения», вечеров отдыха, выставок, концертов, спортивных праздников, тематических встреч.
- Мотивация учебной деятельности, создание условий для самосовершенствования через самопознание, саморазвитие и самореализацию – наблюдение за поведением обучающихся 1-х курсов во время занятий и вне учебной ситуации, консультирование обучающихся по вопросам адаптации в колледже по различным вопросам, родительское собрание по ознакомлению с Уставом, локальными актами колледжа, создание банка данных обучающихся, находящихся в социально – опасном положении, запись в кружки художественной самодеятельности, спортивные секции кружки по предметам по интересам, формирование банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание социального паспорта колледжа на учебный год, проведение конкурсов, фестивалей, акций, вечеров отдыха
- Создание условий для формирования сплоченного студенческого коллектива, выделение актива колледжа, обладающего организаторскими и коммуникативными способностями – методический семинар для мастеров п/о, классных руководителей: «Лидер группы в классном коллективе: Проблемы и решения», организация студенческого самоуправления в группах (выбор актива группы), перевыборы актива колледжа, планирование работы его актива, заседание совета органов студенческого самоуправления, планирование работы творческих лабораторий, совместная трудовая деятельность студентов и педагогов колледжа, проведение внеклассных мероприятий
- Организация информационной работы, направленной на расширение культурно-правовых знаний, формирование духовно-нравственных ценностей, пропаганда здорового образа жизни– Единый день профилактики «Подросток и закон», цикл лекций – бесед совместно с ОДН ОП № 1, № 4 УМВД России по г. Иваново «Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних» Заседания волонтерского отряда «Сочувствие», дискуссионный клуб с Уполномоченным по правам ребенка, акции здорового образа жизни: «Участив в конкурсах на знание основного закона «Конституция РФ» и т.д.
- Создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания; формирование базовой культуры личности, овладение социальным опытом, навыками принятия жизненно важных решений; формирование профессионального самоопределения; повышение роли студенческого периода обучения. Ориентация воспитательной деятельности на реализацию профессионального потенциала обучающегося в трудовой социально значимой деятельности в соответствии с реальными требованиями общества, потребностями личности и рынка труда– участие в городских акциях «Чистый город» и др., организация дежурства, акций, шефской помощи, работа по уборке прилегающей территории, работа по профориентации обучающихся.
- Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания – организация деятельности ВСК «Патриот», акция милосердия «День пожилого человека», конкурс патриотической песни, сочинений, встреча с ветеранами Вов, воинами – интернационалистами, уроки мужества, заочные экскурсии по музеям боевой славы и т.д.
- Разработка системы мероприятий на уроках теоретического обучения, направленных на формирование культуры обучающихся; привитие общепринятых норм и правил поведения в быту и общественной среде – выпуск газеты, участие в научно – практических конференциях, семинарах, презентаций, оформление стенда «Колледж и мы», игры, конкурсы, факультативные занятия, конкурсы творческих работ и т.д.
В процессе работы с обучающимися применяются сметоды, приемы и формы:
– ролевые, деловые, творческие игры;
– интеллектуальные разминки;
– элементы дискуссий;
– мини-лекции;
– проблемные ситуации;
– психологические тренинги;
– диалоги (мотивационные, рефлексивные);
– профессиональный практикум;
– коллективно-творческие дела.
Программа развития воспитательной работы охватывает основные направления воспитания, которые позволяют обучающимся реализовать себя в современных условиях, сформировать гражданскую зрелость, культурно-нравственную личность, воспитать трудолюбие, профессиональные качества личности и быть востребованным со стороны государства и общества.